Главная

История школы

Педагогический коллектив

Методические объединения

Педагогические проекты

Газета "Путь к успеху"

"Золотые имена"

Наши громкие имена!

Экскурсия по школе

Школьные традиции

Курлекские роднички

"Лесовичок"

Клуб "Ступени"

Школьный портал

Художественная галерея

Спорт, спорт, спорт...

Газета "Родник"

Новости

   

    Беседа с Розой Яковлевной Носковой, бывшей старшнй пионервожатой школы и работником школьного музея, библиотекарем школы Кардаш Надеждой Матвеевной

  Смотрите коллекцию фотографий, которые предоставила Носкова Р.Я. (фотографировал ее муж - Носков)                                                                                                                                                                                          

На снимке справа Носкова Р.Я.

 

 

 Роза Яковлевна, вы были пионервожатой в нашей школе в ревой половине 70-ых годов. Расскажите, пожалуйста, о своей работе, что было интересного, чем занималась пионерская организация школы?

    Хорошо! Дружина наша носила имя Сергея Тюленина. Во главе пионерской дружины стоял Совет дружины. Был председатель Совета дружины. Каждый класс соответственно был пионерским отрядом. Вся пионерская дружина состояла из нескольких отрядов. В каждом был свой председатель совета отряда. Вместе мы составляли план работы. К его составлению привлекались председатели отряда, вожатые и классные руководители. Ну, а потом, естественно осуществляли этот план. В основном работу с пионерами мы проводили в дружине и по отрядам.

    Вели работу с отстающими учащимися, с неблагополучными учениками проводили беседы, воспитательную работу. Посещали квартиры, беседовали с родителями. Мы оказывали помощь больным учащимся. За ними были закреплены сильные учащиеся, помогали им не отстать от программы, занимались с ними, чтобы они не отставали.

    Посещали мы квартиры с целью обследования, в каких условиях живут пионеры и учащиеся. Смотрели, как живут, есть ли место для подготовки к занятиям, какие отношения с родителями и прочее, прочее.

    Мы оказывали помощь престарелым, это называлась Тимуровская работа. А что именно входило в эту работу: мы престарелым жителям сбрасывали снег, расчищали ограды, кололи дрова, носили воду. Девочки белили, стирали, готовили. А мальчики занимались, соответственно: снегом, дровами и очисткой территории.

    Мы так же активно занимались санитарным состоянием наших улиц. Ходили  к нерадивым жителям, просили, убеждали и даже наказывали тех у кого была грязная территория в ограде и особенно за оградой (разбросаны дрова, отходы, сено и пр.).

    Конечно, мы не только беседовали, но и оказывали посильную помощь.

    То есть весь посёлок был, как бы охвачен заботой пионерской организации. Пионеры участвовали везде и всюду.

    Да, многое делалось в посёлке нами.

    Совет дружины, по классам организовывал сбор макулатуры, металлолома. По результатам проводили пионерские сборы. Подводили итоги, кто больше участвовал, кто больше собрал. Проводили пионерские костры в вечернее время, как итог мероприятия.

    Пионеры всегда участвовали в спортивных соревнованиях, которыми были охвачены учащиеся с 1 по 8 классы, тогда была восьмилетка.

    Проводились состязания Папа, мама я, где участвовали родители наших учащихся.

    Но школа была такая огромная по численности, до 600 человек училось, и вы успевали ещё и родителей привлекать.

      Да я пришла в 1970-х годах, было тогда 540 или 560 человек, но у нас было много параллельных классов. Особенно в старшей школе.

     Мы устраивали смотры художественной самодеятельности. С лучшими номерами ездили в другие школы. Были в Калтае, Кандинке, Тимирязеве. У нас была своя детская художественная самодеятельность. А трудности были в том, что у нас не было своего художественного руководителя. И мы или под пластинки, или под тра-ля-ля всё готовили.

    Устраивали встречи с ветеранами войны и труда, где чествовали своих ветеранов и вся школа знала их.

    Мы также устраивали встречи с руководителями предприятий: начальниками Лесхоза, Леспромхоза, начальником Мех.отряда. Они приглашались на сборы отрядов, дружины. Рассказывали они о своей работе, профессии. И в конце концов наши ученики многие закончили Лесотехникум, Автодорожный техникум. Наши ученики тогда пользовались огромным спросом. Просто приезжали тогда представители из этих техникумов и делали заявку на наших учеников.

    Мы устраивали также встречи трёх поколений пионеров и комсомольцев.

Всем запомнился такой вечер, или, вернее дружинный сбор. У нас тогда встречались пионеры 30-х, 40-х и 70-х годов. От 30-х годов был Зонов ИВ, он тогда у нас в посёлке, был секретарём территориальной партийной организации и комсомольцем 30-х годов. Представитель комсомольцев от 40-х годов был Метелёв Николай Иванович, он принимал участие в строительстве Московского государственного университета на Ленинских горах. От 70-х годов представителем был Кучеренко Сергей.

    Мы проводили также торжественный приём в почётные пионеры школы уважаемых граждан посёлка, добившихся значительных успехов в труде. Почетными пионерами школы были Рявкин МН, Метелёв НИ, Худяков Я.Я., Хворов ВС, Кучеренко МА.

    Так же мы проводили различные вечера. Например, смотры строя и песни. Каждый отряд представлял какой-то род войск. Если отряд назывался танкисты, то они пели песня про танки, моряки свою и тд. На эти вечера мы приглашали людей, пришедших из армии, или ветеранов войны. Они подводили итоги этих смотров.

    Все как то по доброму относились друг к другу. Взрослые знали учеников, их семьи. Каму-то помогали, например, в покупке школьной или пионерской формы, учебных принадлежностей и прочее.

   Часто мы проводили пионерские костры. Устраивали походы, однодневные, трёхдневные. Были массовые выходы на рыбалку: кто больше поймает рыбы, и потом подводили итоги. Варили уху.

    Проводили чествование родителей, то есть мы выбирали по отрядам именинников. Для них мы готовили сувениры, выступления поздравления, устраивали чаепитие.

    Устраивали вечера посвящённые поэтам, писателям. Проводили их при большой аудитории.

    Шефская работа над младшими классами  была хорошо налажена. То есть старшеклассники, хорошо успевающие пионеры, были прикреплены за каждым классом, за каждым отрядом. Они занимались с младшими, готовили к каким либо соревнованиям, готовили к приёму в пионеры или октябрята. Занимались с отстающими учащимися, проводили вечера, игры.

   Мы также устраивали подобные увиденным по телевиденью, они тогда были модными. Это:  А ну-ка девушки!, А ну-ка парни!. Приглашали на такие вечера родителей, которые были в нашем жюри, для объективности оценок. Часто проводили вечера по типу: угадай песню, композитора, поэта.

   Если мы проводили Новогоднюю ёлку, то в участии были задействованы опять же Совет дружины, советы отрядов, которые полностью готовили Дедов Морозов, Снегурочек, клоунов и т.д., для праздничного представления. И у нас ещё было заведено так: каждый новогодний праздник был костюмирован. Был конкурс на лучший костюм. Именно тот, кто в костюме защищает свой костюм.

   Ну, в каком смысле? Я хорошо помню одну такую защиту. Была Валя Монархова в костюме девушки из племени индейцев. Костюм был сделан из перьев, целлофана и прочего. И вот как она защищала свой костюм: под музыку, под бубны она танцевала что-то такое воинственное. Ещё я помню Носковых - Олю и Женю. Она была Царевн Лебедь, а он Иван-Царевич. И вот как красиво они выступали. Сцену красиво оформили, там были и берёзки и камень и ёлочки. Они демонстрировали отрывок из сказки. Всё было красиво и сказочно. Если уж ты ведьма, то летаешь в ступе и что-то исполняешь. Надо было знать откуда взялся костюм и почему. Исполнить песню или стихи про свой костюм. Было очень интересно и весело.

  Мы устраивали соревнования на лучшее оформление класса, стенгазеты, художественной самодеятельности. А именно, если, например, тогда широко отмечался День Конституции все пионерские отряды, оформляли свои классы. Тут были представлены и газеты, и монтажи, и альбомы, готовили номера художественной самодеятельности. При оценке учитывалось всё. Если 8 марта, то готовилось всё по этой тематики.

   Особенно любимым был День Победы 9 мая.

 Мы, силами пионеров, готовили торжественный митинг, это был 1974г. Мы под траурную музыку, выносили из школы гирлянду, которую готовили из пихты. И эту усеянную цветами гирлянду, под музыку от самой школы, мы несли к памятнику, где и возлагали.

   Помню, мы ещё пытались сделать вечный огонь, но нашу инициативу не поддержали. Учитывая погодные условия, если будет снег или дождь, мы митинг продолжали уже в здании клуба. На сцене были установлены макеты вечного огня, памятника солдату со спасённой девочкой на руках. Выступали пионеры, участники войны, односельчане. Возлагали цветы на сцене, а когда появлялось солнышко, то выносили их к настоящему памятнику.

    Вы, Роза Яковлевна, заложили традицию, которую мы продолжаем.

    Да, но, а сейчас ветеранов Великой Отечественной войны осталось очень мало, человек девять, наверное. До сих пор я оформляю поздравительные открытки и сама разношу их. Каждый День Победы посещаю ветеранов и поздравляю их.

    Особенно хорошо у нас была организована ЮДМ (юные друзья милиции). У нас без ЮДМ и без дежурного учителя, никогда ни начинался, ни один киносеанс в клубе. У нас был идеальный порядок в клубе. Юдээмщики наши каждый вечер дежурили, по 4-5 человек выходили, с красными повязками, подтянутые. Они ходили по всему посёлку, часов до 11, иногда и дольше. Но тогда был заведён порядок, чтобы после 10 часов вечера не одного учащегося не было на улице. Родители уже знали, что будут строго наказаны за то, что их ребёнок появляется позднее десяти часов.

   Я что хочу сказать, что наши дети очень активны,  откликаются на каждую просьбу!   

   Спасибо вам, Роза Яковлевна, что вы откликнулись на нашу просьбу рассказать о своей вожатской работе. Спасибо за интервью.

    Пожалуйста, Надежда Матвеевна.

На начало страницы

Сайт создан в системе uCoz